Корпоративный маркетинг

Коваленко Алина

Алина Финиш (Коваленко)

Специалист по PR-коммуникациям в бизнесе

Знакома ли вам такая ситуация: Вы обращаетесь в туристическую компанию, чтобы приобрести путевку к морю, задаете сотруднику элементарные, на ваш взгляд, вопросы: «А будет ли поддержка представителя туроператора?», «Подходит ли этот тур для путешествия с ребенком, которому 4 года?», «Будет ли возможность продлить тур, если вы захотите остаться на отдыхе подольше?», а в ответ получаете невразумительные ответы сотрудника, с трудом подбирающего слова. И начинаете сомневаться: действительно ли это надежная компания, можете ли вы доверить ей свой отдых.

Вроде бы, где тут связь между харизмой менеджера по продажам и маркетингом? Давайте промотаем немного назад и посмотрим почему Вы пришли в эту фирму. Вам эту компанию могли посоветовать знакомые (маркетинг), Вы могли увидеть рекламу конкретного тура (снова маркетинг), вы выбирали между несколькими компаниями и у этой оказалось больше положительных отзывов на туристических форумах (и опять маркетинг). И, если бы менеджер по продажам с улыбкой рассказал вам о том, что только их туроператор предоставляет круглосуточную русскоязычную поддержку туристов по бесплатному номеру, а выбранный вами тур отлично подойдет для путешествия с детьми, потому что в отеле есть прекрасные аниматоры, обширное детское меню и специальный детский аквапарк, у вас не осталось бы сомнений. И это тоже был бы маркетинг.

Поэтому в этой статье я расскажу вам о том, что должен знать каждый сотрудник компании, чтобы случайно не свести на нет эффект от рекламы и продвижения. Говоря о каждом сотруднике, я имею в виду не только руководителя, менеджера по продажам и секретаря, но и монтажника, курьера и даже уборщицу. Как сила команды равна силе самого слабого игрока, так подкованность сотрудников равна подкованности сотрудника на самой низкой должности. Потому что вы никогда не сможете предугадать заранее, с кем придется столкнуться вашему клиенту, когда он придет к вам в офис или позвонит в обеденное время.

Во-первых, каждый сотрудник должен знать название и краткую историю компании. В каком году основана? Кем? Кто сейчас возглавляет? Какие основные достижения? Есть ли какие-либо награды и премии? Какими проектами можно гордиться? Ответы на эти вопросы не только позволят «козырнуть» занимательными фактами в разговоре с клиентом, партнером или просто знакомым, но и позволят новому сотруднику быстрее проникнуться чувством патриотизма по отношению к компании.

Во-вторых, донесите до сотрудников миссию и ценности компании. Ради чего вы вообще работаете? Что не дает вам остановиться на достигнутом? Какую пользу ваша компания приносит человечеству? Каковы принципы работы компании?

В-третьих, все сотрудники должны знать продукт, который производят. Что это за продукт? Какие у него особенности? В чем его уникальность? Что отличает его от продукта конкурентов? Более того, они должны любить этот продукт. И пользоваться им, если это продукт повседневного пользования.

Расширить этот список можно уникальными показательными случаями, которыми можно дополнить или проиллюстрировать рассказ о компании или продукте. Например:

«Однажды фермер Х закупился у нас удобрениями, но не рассчитал объемы. Купил немного больше, чем необходимо. Решил не возвращать лишнее, а удобрить почву дважды. В итоге к концу сезона он собрал шесть урожаев, вместо четырех, которые собирал в самые плодородные годы».

Как же донести информацию о компании и продукте, чтобы сотрудникам было не скучно, а интересно? Здесь можно смело подключать фантазию и использовать все современные возможности: интрактивные презентации, инфографика, мобильные и flash-приложения, программы лояльности и бонусы для сотрудников. А контролировать «усвоение материала» можно с помощью различных корпоративных мероприятий: тестов, кроссвордов, конкурсов и викторин.

О чем еще нужно рассказать сотруднику?

Сотрудник должен понимать, когда и что он может говорить о своей компании. Понятно, что в работе любой компании могут быть накладки, авралы и кризисные ситуации. И в такие моменты, с одной стороны, нельзя держать сотрудников в неведении, а с другой, нельзя позволить секретной информации попасть за пределы коллектива. Одни компании заключают со своими сотрудниками дополнительные соглашения о неразглашении коммерческой тайны. Другие – регламентируют поведение сотрудников в социальных сетях и контролируют упоминания компании на страницах их аккаунтов. Третьи — разъясняют и продвигают позицию компании в коллективе. Вы можете выбрать один из трех путей, или использовать все способы сохранить важную информацию внутри компании. В любом случае это будет эффективнее, чем полагаться на «авось» и честность сотрудников.