Глеб Арзангельский


Анастасия Митина

журналист портала "Бизнес-Полис"

В рамках форума «Территория бизнеса — территория жизни» прошел мастер-класс Глеба Архангельского «7 способов повысить стоимость бизнеса». Специально для тех, кому данная тема может быть интересной и полезной, «Бизнес-полис» публикует эти советы.

 

1. Масштабируемость.

Масштабируемость означает прирост выдержки и сокращение затрат. Чем больше прибыли, тем меньше издержки. Хорошим примером данного положения служат соцсети: один раз запустившие проект и получающие все большую прибыль с каждым новым пользователем. Заманчиво звучит, не правда ли?

 

 2. Повторяемость платежей.

Бизнес станет успешнее, если будет содержать множество полезных услуг или продуктов для клиента, а не разовые сделки с ним. Хорошее сравнение привел Глеб Архангельский: «Книгу люди покупают один раз, а ежедневник раз в год. А мы с издательством пошли дальше и стали выпускать 4 раза в год квартальный ежедневник специально для тех, для кого стандартный слишком большой». Перед запуском каждого проекта нужно размышлять, что же такое в вашем деле будет снова и снова привлекать покупателя. Это может быть и дополнительный сервис, добавленный в разовые сделки. Другой вариант увеличить количество повторяемых платежей – предлагать клиентам абонементы или брать с них предоплату на несколько покупок вперед. «Компания, производящая бритвы, почти обошла Gilette, просто организовав раз в 2 недели доставку новых бритвенных насадок прямо до квартиры». За таким форматом взаимодействия с клиентами будущее, уверен Глеб Архангельский.

Но пользы от повторяемых платежей, на самом деле, гораздо больше. Это поддержка связи с клиентом. Если клиент отказался от услуг, которые какое-то время его устраивали, значит, что-то идет не так.

 

3. Структурированные процессы.

Очень важно прописывать все значимые процессы, которые осуществляются работниками компании. На видном месте стоит разместить листки А4 с понятными и простыми инструкциями на все случаи жизни. Например, как правильно отвечать клиенту, кого позвать к телефону, чей номер оставить, если никого нет на месте. Короткие инструкции-заметки – залог того, что бизнес будет действовать без вашего непосредственного участия.

 

4. Защищенная интеллектуальная собственность.

Важно обезопасить свой бизнес от проблем с владельцами крупных торговых марок. Делать название фирмы схожим с известным мировым брендом – не самая лучшая идея. Так же важно нанять патентоведа для регистрации товарного знака. Чем креативнее будет название, тем проще будет его регистрация. А получить патент на частотные слова в названии порой просто невозможно.

 

5. Диверсифицированная и структурированная клиентская база.

Важно работать не только с крупным бизнесом (как бы много дохода он ни приносил), но и с малым. Случается, что большие компании «проседают», тогда только малый бизнес, держащийся на плаву, сможет спасти вашу фирму в трудные времена. Кроме того, что нужно разнообразить клиентскую базу, ее нужно правильно фиксировать. Для этого можно использовать даже частично бесплатный облачный сервис (Битрикс или Мегаплан), которые доступны любому бизнесу.

 

6. Отделение «управления» от «владения».

Если вы – владелец бизнеса, важно начинать ценить свой труд, как бы это парадоксально не звучало. Многие предприниматели одновременно и управляют бизнесом, и владеют. Во-первых, разделите свои доходы (где прибыль учредителя, а где зарплата ген. директора). Во-вторых, разделите рабочее расписание: сегодняшняя встреча от лица директора, завтрашняя – в качестве владельца бизнеса. Выделяйте разными цветами в ежедневнике разные задачи, которые вы выполняете как владелец и директор. Цените свое время.

 

7. Финансовая прозрачность.

В России достаточно низкие налоги, если сравнивать с европейскими странами. Статус честной и принципиальной компании важен в том числе и при продаже бизнеса. Оценить состояние бухгалтерии поможет ежегодный финансовый аудит. Кроме того, хороший специалист не только проверит бухгалтерию, но и даст советы по налогообложению и снижению налоговых рисков. Глеб Архангельский советует обращаться к компаниям из международной сети, такое аудиторское заключение поможет вызвать уважение и доверие партнера или инвестора, а также повысит стоимость бизнеса.

Текст и фото: Анастасия Митина